Над роботом для сбора грибов работают голландцы, американцы, канадцы. Создать его – очень сложная задача потому, что гриб нужно правильно срывать, не повреждая его, также робот должен уметь выбрать какой гриб сорвать, а какой оставить на полке. С другой стороны, работа сборщиц в разных странах составляет до трети цены на гриб, последние годы всё сильнее ощущается дефицит рабочей силы – потому проект приобретает всё большее значение. Недавно медиа в США стали писать о проекте REEST, созданном четырьмя украинскими разработчиками. Пётр Шмигельский, Денис Котелович, Олег Боднар и Алексей Вышневский создали пилотную модель робота-сборщика.
Директор Информационного Грибного Агентства УМДИС Максим Енченко пообщался с разработчиками о том, как работают механизм и алгоритм робота, как он захватывает гриб, на какой стадии сейчас разработка, и какой рынок парни видят для себя наиболее перспективным для внедрения робота на промышленном уровне.
МАКСИМ ЕНЧЕНКО: Последние 15 лет в разных странах периодически появляются разработки, направленные на полную автоматизацию сбора, или помощь живым сборщикам сделать процесс эффективнее. Если вы были на последних Днях Грибоводства в Голландии – там тоже была представлена очередная машина, которая собирает грибы – с рядом своих преимуществ и недостатков. Её думали продавать как сервис. Поэтому нас заинтересовала ваша разработка – тем более мы узнали, вы – наши соотечественники.
ПЁТР ШМИГЕЛЬСКИЙ: Да, мы из Львова. Это стартап, над которым начали работать полтора года назад – последние полгода работаем на постоянной основе. До этого занимались тоже роботизацией – устройством для доставки, потом роботом для уборки общественный помещений. На проект робота для сбора грибов с соучредителем Денисом Котеловичем получили первый раунд финансирования от SOSV`s HAX Accelarator. В США приехали две недели назад – сейчас мы в Kennett Square, штат Пенсильвания. Здесь производят около 50 процентов всех грибов Америки. Регион называют «Грибная Столица Мира» – десятки грибных ферм в радиусе нескольких километров. Сейчас мы делаем демо для них, собираем базу клиентов. Также находимся на втором этапе сбора инвестиций для дальнейшей разработки.
МАКСИМ ЕНЧЕНКО: Почему ориентировались именно на американский рынок грибных ферм?
ПЁТР ШМИГЕЛЬСКИЙ: Во-первых потому, что инвестиционный климат лучший. Во-вторых, стоимость рабочей силы здесь, по нашим данным, выше. Поскольку сборщикам приходится платить больше – компании сильнее заинтересованы в том, чтоб заменить людей роботизированной техникой. Но тоже наш рынок это Канада, Ирландия.
МАКСИМ ЕНЧЕНКО: Вы – программист, учились во Львовской политехнике. Как вам пришла идея заняться разработкой именно робота для сбора шампиньонов?
ПЁТР ШМИГЕЛЬСКИЙ: Моя крёстная семь лет назад начала грибной бизнес – построила две камеры для выращивания. Видел, что у всех праздник, или выходной – а у неё идёт волна сбора, она с производства не выходит. В то время занимался робототехникой уже несколько лет – подумал: труд человека по сбору гриба нужно просто заменить роботом. Занялись разработкой. Тестировали робота в Украине на нескольких грибных комплексах Львовской области.
МАКСИМ ЕНЧЕНКО: Да, расскажите нам подробнее про робота.
ПЁТР ШМИГЕЛЬСКИЙ: Сначала хотели сделать робо-руку, которая будет собирать грибы – но она дорогая, достаточно тяжелая и медленная. Поэтому решили сделать декартового робота – такого, который двигается по трём осям. (Декартовый робот – робот, у которого три главные оси управления линейные, то есть они не вращаются, а двигаются по прямой линии, и размещены под прямыми углами друг к другу в декартовой системе координат, – примечание УМДИС). Вдоль полки наш робот двигается на колёсиках. Скорость сбора декартового робота выше, чем робо-руки. Около половины деталей нашего робота – точно такие же, как у ЧПУ-станка или 3D-принтера. Для компьютерного видения используем 3D-камеру. Робот сканирует полку с грибами – строит объемную карту – дальше на ней отфильтровывает кластеры. Денис Котелович разработал алгоритм, благодаря которому в кластере грибов робот выбирает плодовые тела того размера, как задаёте. Отклонение – до 5 мм, но обычно меньше.
МАКСИМ ЕНЧЕНКО: Но нельзя же выбирать гриб только по размеру. Всегда сборщица учитывает ещё какие грибы находятся рядом. Бывает нужно собрать один гриб, который по размеру не подпадает под параметр. Но если его забрать — это даст возможность достичь нужного размера нескольким соседним грибам – и в этом мастерство.
ПЁТР ШМИГЕЛЬСКИЙ: Конечно, важное значение имеет картина в целом. Мы полагаем, что робот сможет анализировать картину лучше человека. Совершенствуем алгоритм – в будущем стремимся, чтоб робот мог самообучаться и сам улучшать свою технологию сбора.
МАКСИМ ЕНЧЕНКО: Одна из труднейших задач, с которыми обычно сталкиваются создатели – разработать метод захвата гриба, который не будет его травмировать.
ПЁТР ШМИГЕЛЬСКИЙ: Исследовали разные методы захвата. Несколько месяцев занимались исключительно этой задачей. Протестировали 50 вариантов присосок разного диаметра и из разного материала – ни одна не подошла. Гриб нужно выкрутить и поднять. Присоски проскальзывали – а если давали больше вакуума – на грибе оставался круглый след. Тоже пробовали захваты, которые имитируют пальцы – но пальцы человека чувствуют, как сильно он берет гриб, а робот нет. На рынке есть «пальцы» с сенсорами – но они чрезвычайно дорогие. Кроме того: грибы часто растут слишком густо – «пальцы» робота не зайдут между ними. Разработали механизм. Создали присоску, которая при прикосновении к грибу твердеет, удерживая его форму. В середине присоски – вакуум. Такой тип захвата оказался эффективным. Вчера проводили демо – собрали 100 процентов гриба, не повредив его. Подали разработку на получение патента.
МАКСИМ ЕНЧЕНКО: Вы планируете продавать робота как машину, или как сервис? Если это сервис – ваша компания всегда была обеспечена работой.
ПЁТР ШМИГЕЛЬСКИЙ: Как сервис сбора гриба. Чтоб клиенты платили за собранные килограммы. Планируем, что цена «услуг» робота должна быть где-то на 30 процентов ниже, чем работа человека. Один робот заменит одного человека. Пока робот работает в два раза медленнее сборщика – но он может трудиться 24 часа в сутки, а человек не может. Сейчас на фермах гриб собирают максимально в течение 10-12 часов – потому за ночь он часто перерастает нужный размер, перезревает – и уменьшается в цене.
МАКСИМ ЕНЧЕНКО: А над чем работаете сейчас?
ПЁТР ШМИГЕЛЬСКИЙ: Сконцентрировались на двух задачах. Переделываем механику по вертикальной оси, чтоб робот удобно помещался между полками, где стандартная высота 35-40 сантиметров. И, поскольку производство гриба связано с водой, – делаем его влагоустойчивым.
МАКСИМ ЕНЧЕНКО: Ваш проект – интересный стартап. Очень надеюсь, у вас всё выйдет. За сколько вы видите, что сможете довести этого робота до промышленного использования?
ПЁТР ШМИГЕЛЬСКИЙ: Хотим до конца следующего года поставить на рынок первую партию. Чтоб довести робота до индустриального уровня необходимы инвестиции. Чтоб их получить – нужно иметь базу заинтересованных клиентов, сейчас над этим работаем. Если всё пойдёт по плану – REEST выпустит в грибную отрасль 100 роботов для сбора за ближайшие 18 месяцев.
Сайт проекта REEST “Роботы для грибных ферм”: https://www.reest.io/ .
Больше видео проекта REEST здесь: https://www.youtube.com/channel/UCAPhha75KTGLYeQoleNihtg/?fbclid=IwAR1Ml6Qk9pwNecd3b3eIn_5SQPVKdZuMdgQ_Kc_Kew-emB6JEErYWOUfxlQ .
А мы в УМДИС искренне желаем разработчикам из украинского проекта REEST стать первыми в мире, кому удалось создать робота, способного эффективно собирать грибы на ферме, тем в корне изменив ситуацию мировой грибной индустрии.